Доктор психологических наук, профессор ЯрГУ им. П.Г.Демидова
Козлов Владимир Васильевич (родился 29 ноября 1957 года) в течение 25 лет работает в психологической науке и практике. Свою трудовую деятельность на ниве психологии он начал 1981 году на заводе Топливной аппаратуры (Ярославль) в психологической лаборатории Шарапова Е. П. Уже будучи студентом он всерьез занимался экспериментами и внедрением функциональной музыки на производстве. Результаты его дипломной работы по этой теме были внедрены на Вологодском подшипниковом заводе.
Козлов В. В. закончил факультет психологии Ярославского государственного университета в 1983 и был распределен в г. Пермь на завод аппаратуры дальней связи инженером-психологом. С 1985 по 1990 год работал в Ярославском педагогическом институте им. К.Д.Ушинского. Преподавал на кафедрах философии, общей психологии, кафедре психологии и педагогики начального обучения, а также работал на должности председателя профкома студентов института. С 1990 года работает в Ярославском государственном университете.
Защитил кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.01- общая психология, история психологии в 1993 году. Защитил докторскую диссертацию по специальности 19.00.05 — социальная психология в 1999 году, имеет ученое звание профессора (2002 г.). В течение последних 18 лет он работает в университете и прошел путь от аспиранта до профессора. В настоящее время работает профессором кафедры социальной и политической психологии на факультете психологии.<
В. В. Козлов — высокопрофессиональный специалист, один из крупных психологов страны, широко известный в кругах научной общественности своими трудами в таких приоритетных областях психологии как психологическая теория личности, психология сознания, трансперсональная психологическая теория, а также исследованиями психологических механизмов жизненных кризисов. Главное значение научной деятельности В. В. Козлова для развития психологии — это организация новой интегративной методологии и парадигмы психологии, интеграция методов исследования личности и группы, разработка эффективных методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах.
В. В. Козловым впервые в России и в мировой психологии разработана интегративная психология, который предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии, проведены системные, многоуровневые исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания, воздействия этих состояний на психику, личность, групповую динамику.
Им также впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствовании и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствовании, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Научные труды В. В. Козлова широко цитируются в научной литературе, а предложенная им общая теория кризиса является самой цитируемой в данной области психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности и групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции.
Интенсивное развитие указанных концепций в трудах В. В. Козлова и его учеников характеризуется единством методологических оснований и теоретических подходов, четкой организационной и институциональной оформленностью, что объективно свидетельствует о вполне сложившейся оригинальной научной школе, основанной и возглавляемой им. В русле интегративной психологии появились направления интегративной педагогики, интегративной психолингвистики, интегративной танцевально-двигательной терапии, интегративной арт-терапии, интегративной психотерапии, интегративной теории кризисов и т.д.
Все проводимые им научные исследования и разработки, наряду с высоким теоретическим уровнем, характеризуются и ярко выраженной практической направленностью, подтверждением чего является существенный экономический и гуманитарный эффект от внедрения их результатов, а также большая востребованность В. В. Козлова как высокопрофессионального прикладного психолога. В. В. Козлов провел более пятисот научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием 1600 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста.
В. В. Козлов активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов. Большое внимание оказывает разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп. Значительным вкладом в развитие современной психологии является разработка теории, методологии работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации. В течение 18 лет В. В. Козловым выделены адекватные методы для исследования влияния различных методов, использующих измененные состояния сознания, и проведены многоуровневые исследования влияния этих методов на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику
В. В. Козлов активно участвует в организации и проведении общепризнанных и авторитетных в научном сообществе российских и международных конференций, конгрессов и съездов, уделяет большое внимание интеграции психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами. Он является директором-организатором ежегодного (сентябрьского) Международного конгресса по социальной психологии (г. Ярославль), инициатором, основателем и председателем ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и практика» (г. Ярославль), директором ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии.
В. В. Козлов успешно сочетает научную и педагогическую деятельность. Он — педагог высшей квалификации; ведет все виды учебных занятий в вузе, а также оказывает консультативную помощь в их организации и проведении преподавателям других вузов региона и страны. На основе творческого обобщения собственного педагогического опыта, а также опыта подготовки психологов в ЯрГУ им разработана качественно новая программа подготовки психологов. Он — организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной Академии Психологических наук, основатель и руководитель Международного Института интегративной психологии, Института интегративной психологии профессионального развития (Ярославль), двухгодичной специализации по интегративной психологии в структуре МАПН. В период с 1990 по 2007 г.г. принимал активное участие в 70 отечественных и зарубежных конференциях (в качестве председателя, директора-организатора, руководителя секций и круглого стола, докладчика). Являлся координатором 55 Международных конференций по проблемам теории и практики психологии.
В. В. Козлов является научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), Института интегративной психологии профессионального развития (Ярославль), лаборатории профессионального и личностного развития при Ярославском государственном университете им.П.Г.Демидова.
Большое внимание В. В. Козлов уделяет организации и изданию научных журналов для популяризации научных достижений психологии. Он главный редактор российского журнала «ЧФ.Социальный психолог» издательство ИП РАН, МАПН, ЯрГУ, М.-Ярославль, член редколлегии и главный редактор журнала «Проблемы психологии и эргономики», член редакционного Совета Международного издательского проекта «Тексты трансперсональной психологии», член редакционного Совета журнала «Методология и история психологии», основатель и главный редактор журнала «Вестник интегративной психологии», главный редактор общеизвестного в научном мире психологии цикла научных методологических сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003—2006). В. В. Козлов — автор более 450 научных трудов (в том числе — 30 монографий, 30 учебников и учебных пособий). Научные работы А. В. Козлова изданы в ряде стран — США, Израиле, Латвии, в странах СНГ. Он — автор фундаментальных монографий «Измененные состояния сознания: психология и физиология» (1997), «Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий» (1997), «Дао трансформации» (1998), «Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент» (1999), «Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние» (2000), «Духовная психология: в поисках изначального» (2000), «Психотехнологии измененных состояний сознания. Методы и техники» (2001), «Руководство по спасению наркомана, или краткий курс выживания» (2002), «Современное Российское общество: вопросы психологии, экономики и права» (2002), «Измененное состояние сознания: системный подход» (2005). «Интегративная танцевально-двигательная терапия» «Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения» (2006), «Интегративная психология: пути духовного поиска или освящение повседневности» (2007).
Основные монографии В. В. Козлова опубликованы ведущими издательствами России «АСТ», «Слово», «Речь» «Издательство Института Психотерапии», «Гардарики». В. В. Козлов — автор и научный редактор 4 базовых учебников по психологии — «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом» (2001); «Психология и педагогика: учебное пособие» (2002); «Акмеологические основы эффективных политических коммуникаций» «Работа с кризисной личностью» (2003); «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» (2005), «Основы социально-психологических исследований» (2007), имеющих грифы Министерства образования и науки РФ и УМО по психологическому образованию классических университетов России. Кроме того, В. В. Козлов — автор 30 учебных пособий по основным психологическим дисциплинам и организации учебного процесса университетской программы подготовки психологов и социальных работников, соавтор еще двух учебников по психологии. Ряд работ В. В. Козлова вошел в хрестоматии по психологическим дисциплинам.
Под редакцией В. В. Козлова за последние годы вышло 60 научных сборников. Наиболее известные циклы научных сборников это десятитомник «Интенсивные интегративные психотехнологии» (1992—2001), десять томов «Психотехнологии в социальной работе» (1996—2005), 28 томов, раскрывающих работу Ярославской школы психологии, Международных конгрессов и конференций психологов (1997—2007). Эти сборники, организованные В. В. Козловым, стали не только великолепной научной школой будущих кандидатов и докторов наук, но и способствовали интеграции психологии и психологов России, СНГ, дальнего зарубежья
В. В. Козлову принадлежит выдающаяся роль в создании научной школы «интегративная психология» (руководство исследовательской работой 3 докторантов, 9 очных аспирантов, 15 соискателей). Под его научным руководством защищено 38 кандидатских и 2 докторские диссертации. Является членом Диссертационного совета ЯрГУ (Д. 212.002.02) по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и членом Диссертационного совета ЯГПУ (К. 212.307.04) по специальности 19.00.07. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций.
Объективным подтверждением высокого качества научных исследований В. В. Козлова и возглавляемой им научной школы выступает и тот факт, что он еще в 1994 г. избран исполнительным директором и членом президиума Международной Академии психологических наук (МАПН), с 2003 года — вице-президент МАПН, с 2007 года — первый вице-президент. Член научно-методических советов и аттестационных комиссий ЯрГУ. Неоднократно руководил грантовыми проектами Российского государственного научного фонда и института Открытое общество (Фонд Сороса). Руководитель проекта «Психолого-педагогические и социальные основы кризисологии» (1997—2002 г.), выдвинутого на Государственную Премию Президента РФ в образовании (номинирован в 2002 и 2003 гг.).
Научная и педагогическая деятельность В. В. Козлова получила высокую оценку не только в кругах научной общественности, но и на уровне государственных организаций. В. В. Козлов действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии, действительный член Международной Академии Социальной Работы, действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия).
Признанием вклада В. В. Козлова в развитие психологической науки и психологического образования должно рассматриваться и то, что он награжден грамотами ректората ЯрГУ, Министра образования РФ, по итогам 2001, 2003, 2006 годов признан победителем в конкурсе на звание «Лучший ученый университета», награжден за развитие психологической службы в России грамотой Президента РПО, а так же благодарностью Президента России В. В. Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001 г.), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (ноябрь 2002), почетным знаком «За заслуги в науке» Губернатора Ярославской области (июнь 2003 г.), медалью «За заслуги в науке» (апрель 2004), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского 1 степени (март 2005).
Он является лауреатом Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 года в номинации «Личность 2004 года в психологической практике» (октябрь 2005 г.), награжден орденом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие психологической науки и утверждение в жизненную практику идей, принципов и ценностей культуры мира «Творец Эпохи» в номинации «Подвижник науки» (сентябрь 2006 г.). В. В. Козлов является победителем Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Личность 2005 года в психологической практике» (октябрь 2006 г.), по итогам 2006 года в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества России», по итогам 2007 года в номинации «Коллективный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества России» (июнь, 2008).