Арт-терапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

29th Июнь , 2016

У многих психологов популярен относительно новый метод работы с детьми – арт терапия. Однако, как и любой метод воздействия, арт терапия в работе с детьми требует соблюдения ряда правил, без соблюдения которых невозможно получить хороший результат.

Арт-терапия в работе с детьми

Арт терапия — это свободный метод, позволяющий работать как персонально с одним ребенком, так и с группой. Занятия в зависимости от количества участников отличаются целями и порядком проведения, а также приёмами работы специалиста.

Некоторые из стоящих задач лучше решаются в ходе встречи тет-а-тет. Так, личные встречи помогают преодолеть негатив, скорректировать страхи, снять эмоциональное напряжение и другие. При этом занятия с группой позволяют ребенку взаимодействовать со сверстниками, учат уважать мнение окружающих и убеждать в своей правоте, быть активным и т.д.

Арт-терапия в работе с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая всё это, профессионалы считают целесообразным первые встречи проводить один на один с ребенком, а лишь затем включать его в группу. Но, отметим также, что такой вариант нужен лишь только тем детям, которые нуждаются в коррекции эмоционально-личностных особенностей.

Рекомендуемая продолжительность занятий 30-80 минут. При этом проводятся встречи раз в неделю в течение 1-3 месяцев.

Какие материалы применяют в детской арт-терапии

Арт терапия в работе с детьми предусматривает индивидуальный выбор материалов, в зависимости от предпочтений конкретного ребенка. На выбор предлагаются краски или песок.

Арт-терапия в работе с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если для занятия ребенок выбрал краски, следует учитывать уровень доверия. В зависимости от того, установлен контакт между ребенком и специалистом, работа идет по инструкции либо по примерам других детей.

Малыш легче воспринимает инструкцию психолога, если контакт установлен и он доверяет ему. В таком случае он может спокойно общаться. Если же ребенок тревожен и зажат, стоит показать примеры – рисунки других ребят, которые могут быть развешены в комнате. Если же ни один вариант не подходит – стоит показать пример, предложив работать вместе, как бы вводя малыша в мир творчества.

Арт-терапия в работе с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант работы с использованием песочницы предусматривает постепенное знакомство с комнатой, в ходе которого психолог подводит малыша к ящику с песком. При этом работа с песком может идти по двум сценариям: ребенок может играть как с неоформленным материалом, так и строить песочный мир на заданную тематику.

Работа с неоформленным материалом помогает добиться значительного коррекционного эффекта. Даже простые действия с материалом, вне зависимости от того песок это или вода, способствуют снижению уровня тревоги, снятию напряжения и устранению барьеров. После  простого перемешивания, переливания и вымешивания становится возможным конструктивное взаимодействие.

Как строится работа при выборе песка для работы?

В начале занятия малышу предлагается просто почувствовать материал, потрогав его и пропустив сквозь пальцы. Уже после этого ребенок может добавить к песку воду. Если идея пришлась малышу по душе, профессионалу остается лишь следить за полётом детской фантазии. Если же ребенок опасается, требуется более деликатный подход, который зависит от ребенка.

Арт-терапия в работе с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иногда занятие превращается в перемешивание грязи, при помощи которого ребенок свободно экспериментирует, ведь раньше родители запрещали ему подобные занятия. Вы сами увидите, как через пару занятий ребенок уже сам начнёт развивать вашу игру. Заметив это, стоит начать планирование дальнейшей коррекционной работы.

Помните, что при выборе в качестве инструмента  арт терапии красок, не стоит оставаться в рамках традиционных способов и наборов изобразительных средств. Предложите Вашему подопечному что-то отличающееся от того, к чему он привык.

Почему это так важно? 

Что-то новое и неизвестное побуждает ребёнка к работе, способствуют удержанию его внимания. Да и сам факт получения нового опыта сам по себе очень важен, ведь когда ребенок занимается чем-то новым, его уровень контроля и защиты значительно снижаются. Изображение, получаемое в рамках приобретения нового опыта, несет больше неосознанной информации. Вы можете предложить создать картинку из сухих листьев или ниток, порисовать пальцами или ладонями и т.п.

Арт-терапия в работе с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также помните, что выбирать техники и приёмы для занятия необходимо исходя из их простоты для ребенка. Рисуя ребенок не должен испытывать затруднений. Любое требуемое действие должно быть приятно и интересно Вашему подопечному. Связано это с детскими реакциями на возникающие затруднения.

На приём к психологу приходят дети, имеющие проблемы. На любое затруднение они реагируют защитой. Такие дети попадают на приём именно из-за проблем, связанных с преодолением трудностей. Арт терапия в работе с детьми должна способствовать созданию условий для самовыражения и активности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *