23rd Октябрь , 2015
В настоящее время проблема аутизма и детской шизофрении становится более актуальной. И чем раньше проведена качественная диагностика, тем раньше будет назначено лечение и психокоррекционные мероприятия. Необходимо комплексное детальное обследования с участием врача психиатра, психолога, логопеда.
Очень часто родители замечают «странности» поведения ребенка: отсутствие речи в 3 года, иногда даже в 5 лет, нарушение коммуникаций со сверстниками, игру с неигровыми предметами, отсутствие взгляда глаза – в глаза, скудность мимических проявлений, высказывание, несоответствующие возрасту, зацикленность на определенных темах,но думая, что это со временем пройдет, обращаются к специалистам только к годам 7-9.
В раннем возрасте заболевание может возникнуть даже на первом году жизни, приобретая выраженные черты уже к 3-4 годам.
Для диагностики аутизма у детей до 3 лет разработаны несколько опросников, применяется метод наблюдения за деятельностью ребенка, изучение домашнего фото и видео материала. Для диагностики детей дошкольного возраста также применяется метод наблюдения, анализ графической деятельности. В более старшем возрасте особое внимание уделяется методам диагностики мышления.(при диагностики шизофрении)
Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими, «уходе в себя», в свой внутренний мир, наполненность и характер содержания которого зависят от уровня интеллектуального развития, возраста ребенка, особенностей течения заболевания.
Для скринингового выявления группы риска по аутизму у детей раннего возраста (с 18 месяцев) применяется вопросникCHAT . Вопросы предназначены для родителей и персонала, работающего с детьми. На каждый вопрос нужно дать один из ответов: «да» или «нет»
Наиболее информативны 2,7,9 пункты . В модификации MCHAT первые 9 вопросов взяты из CHATбез изменения, всего 23 пункта. МСНАТ дополнен наиболее информативными пунктами как
— Подражает ли Ваш ребенок Вам (при изображении гримасы)?
— Ваш ребенок откликается, когда Вы зовете его по имени?
Процент отрицательных ответов в группе аутистов достигает 60-80%
Для диагностики РАС применяют наблюдение за ребенком в естественных условиях и в ситуации взаимодействия с другими детьми, для оценки коммуникаций, социального взаимодействия, игр и воображения.
Так, в процессе наблюдения можно заметить отклоняющееся поведение, признаки расстройства и предпринять шаги в снижение симптомов и дальнейшей социализации.
Шизофрения в детском возрасте встречается достаточно редко, возникает постепенно и может проявить себя через несколько лет.
1.При шизофрении наблюдается взгляд сквозь или наоборот «горящий взгляд». Ребенок как бы не тут, он смотрит и не видит. Часто ребенок подходит слишком близко и смотрит в глаза.
2.Движения негармоничные, неуклюжие, не хватает плавности и четкости, «нет связи с землей». Может ходить около стенок, прикасаться к ним ладонями.
3.Ребенок поглощен своими идеями, «пристает» с рассказами о том, что его интересует к сверстникам, родителям. Может рассказывать по несколько минут, часов.
4.Часто считает себя чем-то, кем-то иным (животным, человеком другого пола), обращается к себе в третьем лице.
5.Наблюдаются стереотипные движения или системы стереотипных движений (махание кистями рук, движения вбок головой, подпрыгивания)
6.Лицо амимично, нет проявлений соответствующих эмоций в определенных ситуациях, «оскал». Речь также маломодулированна, монотонна.
7.Регуляция собственной деятельности сформировано достаточно, но когда ребенок увлечен сверхценными интересами то могут проявиться трудность переключения на другую деятельность, тему.
8.Адекватность поведения достаточная, иногда может снижаться в сфере общения со сверстниками.
9.Обучаемость высокая, но в отдельных случаях идет снижение обучаемости (в случае прогресса заболевания). Показатель интеллекта средний или выше среднего.
10.Темп деятельности неравномерный, может выполнять задания быстро, а может застревать, выполняет очень тщательно, невозможность переключения внимания.
11.Наблюдается выраженная специфика мыслительной деятельности (разноплановость мышления, соскальзывания, опора на латентные признаки), наличие сверхценных образований (часто увлечены темой космоса, энергией, темой отношений), мудроствование. В речи используют взрослые слова, вычурные фразы.
14.Для диагностики нарушения мышления с 9 лет хорошо зарекомендовали себя следующие методики: классификация предметов, пиктограмма, опосредованное запоминание по Леонтьеву, сравнение понятий, 60 слов, исключение предметов.
Рассмотрим нарушения операциональной стороны мышления при шизофрении
Искажение процесса обобщения. При искажении больные в своих суждениях отражают лишь случайные стороны явления, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание. Они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами, «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Больные устанавливают лишь формальные, бессодержательные или выхолощенные связи. Например, при выполнении классификации мальчик 10 лет выделил группу: глобус, голубь, коза – живое, «ведь глобус – это макет земли, значит он живой», Девочка 13 лет в исключении предметов из группы: пальто, роза, книжка, яблоко, выделила пальто, «так как у книги есть листы, у яблока листья, у розы тоже есть листья», в сравнении понятий ботинок и карандаш нашла сходство «ботинок оставляет след и карандаш при письме тоже оставляет след», в классификации выделила группу товар : весы + бутылка, три группы в конце эксперимента : живое, неживое, съедобное. Больная 14 лет в методике сравнение понятий нашла общее между осой и облаком – «оба слова начинаются на букву 0 (объединение по созвучию)
Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления проявляются в нарушениях регулирующей, мотивационной функции мышления, а также его критичности с феноменами актуализации латентных свойств понятий, «разноплановости» и «разорванности» мышления.
Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности оно всегда определяется целью, т.е. поставленной задачей. Утеря целенаправленности приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и утрате мышлением регулирующих поведение функций, поскольку не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений и чувств человека, его личности в целом.
Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов, которые приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта. Нарушение мышления также базируется на использовании больным не основных, а латентных признаков для классификации предметов и явлений.Например, мальчик 10 лет в методике исключение предметов в группе 5 копеек и измерительные приборы выделил 5 копеек «они не тикают, хотя и круглые», в группе мотоцикл, лодка, велосипед, тележка выделил лодку «она движется по воде, остальные по земле», в сравнении понятий река и птица «они движутся»
Такого рода единичные отклонения от правильного выполнения методики, например классификации составляют сущность нарушений мышления по типу соскальзывания. Больной, правильно решая задание в целом, вдруг неожиданно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен продолжать рассуждения последовательно, не возвращаясь к допущенной ошибке и не исправляя ее. Соскальзывания в мышлении обычно обнаруживаются у больных с начальными формами шизофрении. Например, мальчик 11 лет в исключении предметов в группе сапог, ботинок, нога, туфли выделил ногу «она может двигаться, а сапог нет, только если пружину поставить в этот сапог, он запрыгает, а так нога лишняя», при выполнении классификации создал группу грибы «это группа грибы, на них наступишь, как на дождевик, а он разлетается и везде споры, так они размножаются». Другой мальчик 12 лет в исключении предметов табачная трубка, приборы для шитья, выделил трубку «табачная сигарета, чтобы курить, а стирательная резинка, чтобы стирать» , стал стирать резинкой нарисованную фигуру.
Особенно ярко нарушения личностно-мотивационного компонента мышления проявляются в разноплановости мышления. Здесь больные также не выдерживают единой линии рассуждения при рассмотрении какого-нибудь явления, а подходят к нему с разных позиций. Суждения при этом протекают у больного как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих личных вкусов и установок. В этих случаях также происходит актуализация «латентных» свойств объектов, существующих наряду с адекватными реакциями. Например, больной объединяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании частного признака — материала (железные, стеклянные), цвета (красные, синие), то на основании своих моральных или общетеоретических представлений — группа «выметающих все плохое из жизни», группа, «свидетельствующая о силе ума человека». Таким образом, в течение выполнения методики классификации появляется несколько таких неадекватных групп выполнения задания.
Еще одним видом нарушения мышления является резонерство- это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречевые рассуждения. Резонерские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных операций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным отношением, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то концепцию. Например, больной 12 лет при выполнении классификации выдели группы животные дикие, животные домашние, еще группы, а затем сказал «мне это скучно» и стал рассказывать про гирлянды, как он их собирает, к чему присоединяет. При этом стал ходить по комнате, лег на стул, повернулся спиной. Также при выполнении пиктограммы на слово справедливость нарисовал места 1,2,3. «у кого больше очков, тот на 1 месте, но это не 1 место. Это яркость. Корону получил это 100 очков, потом они спорят, кто победил», на слово вражда нарисовал 0 и 1 «цифра 1 борется с нолем, она же больше, но это ничего – это газ, а что-то это свет»
Актуализация латентных свойств понятий, разноплановость мышления и резонерство (склонность к бесплодному мудрствованию) находят свое выражение в речи, которая приобретает у ряда больных «разорванный», не понятный для окружающих характер, так как состоит из набора совершенно не связанных между собой фраз. Предложения при внешне грамматически правильной форме совершенно лишены смысла — части предложения логически между собой не связаны. Такая речь является клиническим выражением разорванности мышления. Нередко таким больным не нужен и собеседник (симптом монолога), т.е. речь для них утрачивает свою функцию общения. Например, мальчик 10,5 лет при выполнении графических задания, рисуя треугольник, сказал « треугольник – это наркомания, наркомания и все, у треугольника есть один глаз, два не входят, он смотрит одним»
Нарушения динамики мыслительной деятельности проявляются в лабильности мышления как психического процесса, состоящего из цепи умозаключений, переходящих в рассуждения.
При лабильности мышления имеют место обратные соотношения — мысли и представления так быстро сменяют друг друга, что больные иногда не успевают регистрировать их в своей речи. Они не успевают закончить одну мысль, как уже переходят к другой. Вследствие повышенной отвлекаемости они становятся малопродуктивными: происходит чередование обобщенных решений с конкретно-ситуационными, а логические связи часто подменяются случайными сочетаниями.
Приведем два случая с диагнозом детская шизофрения.
Примеры: мальчик 9 лет нарисовал человека с квадратной головой и капли дождя красного цвета. Дождь рисовал минут 40, пока не заполнил весь лист, затем стал рассказывать про электричество, как этот человек похищает энергию, как пользуется ей. Мог (со слов мамы) говорить об электричестве, энергии по несколько часов, пока не остановишь. В разговоре преобладали вычурные слова, словосочетания, любил читать энциклопедии. При обследовании часто соскальзывал на сверхценные идеи, темп деятельности неравномерный.
Пример. Девочка Лиза, 6 лет поступила в психо-неврологический стационар для лечения и дифференциации диагноза. В 3 года Лиза лежала в больнице по удалению аппендицита, под общим наркозом, с бабушкой, у мамы в это время были роды. После рождения братика, родители стали замечать некоторые странности поведения: девочка стала называть себя Азил, ругалась неприличными словами, гримасничала, бегала и дралась с детьми, появились повторяющиеся движения головы, верхнего плечевого пояса, шаткая походка (почти на цыпочках), «постоянная улыбка- оскал», изменение тембра голоса, отсутствие адекватной мимики. При обследовании была неусидчива, на вопросы отвечала избирательно, часто соскальзывала с темы, начинала рассказывать про «какашки», «попки», говорила «сейчас я буду говорить плохие слова», «мне нравятся палки, ножи, я хочу резать», «я хочу драться, бить, бить», при этом менялся тембр голоса, появлялся оскал на лице, взгляд в пустоту или сквозь, говорила о себе в 3 лице, что она мальчик. Также заходила в шкаф, поднимала ноги к потолку, ложилась на стул, открывала рот со звуком – причмокивала.Диагностика. По тесту Векслера ВИП 114, НИП 115, ОИП 116, около 20 баллов – слухоречевая память, арифметический субтест, кубики Косса. Так же рисует цифры, дождь вверх тормашками, дым на весь лист. При рисовании дома, человека, начинает их штриховать, и не может остановиться. Хочет, чтобы все лежало на своем месте «нужен порядок». В группе детей с детьми не играет, мальчик хотел с ней поиграть в мяч, она стала его кидать мяч в стену, с мальчиком не взаимодействовала. Во время тестирования уходила от инструкции, соскальзывала на эмоционально значимые для нее темы.После медикаментозного лечения и проведенной работы со эмоциональными значимыми темами ( нарисовала корову и замазала ее пластилином, игрушки садила на унитазы «они тужатся, тужатся и какают», била карандашом игрушки) исчезли стереотипные движения, фон настроения выровнялся, стала охотнее говорить на другие темы, мимика оживилась.
Добавить комментарий