2nd Декабрь , 2018
Будущая мать готовится к рождению ребенка. Она смотрит на цветные картинки в журналах, на плакатах, в рекламных роликах и везде видит улыбающуюся маму, розовощекого малыша, счастливую семью. Общество говорит о материнстве, как о проявлении зрелости и взрослости. Религия видит в нем продолжение человеческого рода. Традиция и культура — высшее проявление любви супругов.
Постепенно формируется однобокое восприятие материнства как сплошного удовольствия и радости. Поэтому, находясь в мире фантазий, будущей матери трудно оценить собственный физический и психический ресурс, необходимый для вынашивания, рождения и ухода за ребенком.
После родов женщина часто испытывает растерянность и страх: «я думала, что ребенок вот такой …, а оказывается — вот какой» или «я представляла себя счастливой мамой, а сейчас уже обед, а я еще не причесанная. Так это только я такая несостоятельная? »,« И вообще, я ничего не успеваю! »,« Я устала и зла, потому что не спала всю ночь! Я нормальная мама, если злюсь на собственного ребенка? Ребенок ведь не виноват! ».
Вот перечень некоторых мыслей, которые, иногда, можно услышать от женщин после родов. Они являются свидетельством определенного разочарования в реальности. Поэтому общее настроение и самочувствие роженицы ухудшаются.
Добавим к этому социальную неустроенность конкретной семьи, мотивацию женщины к материнству, наличие или отсутствие поддержки — вот и имеем психологические предпосылки развития депрессивного настроения в послеродовом периоде.
Физиологической причиной послеродовой депрессии становятся гормоны. Во время родов их выделяется большое количество: для старта родового процесса, его развития, обезболивание, родов, дыхания ребенка, выхода плаценты. После всего этого гормональный фон у ослабевшей после родов женщины должен прийти к ее норме.
А теперь представьте себе «пик» физических и эмоциональных усилий, на который выходит роженица в родах благодаря гормонам. После родов ей нужно «спуститься» с этого «пика». Происходит это постепенно. Поэтому, когда аффект рождения проходит, наступает ощущение опустошения. Это ощущение является психологическим и телесным одновременно, так как мать «отдала» ребенка с утробы и стала «пустой».
Осознается реальность материнства, эмоциональное состояние является неустойчивым — то радостным, то плаксивым. В психологии это состояние получило название «голубых блюзов». Проявляются они на третий день после родов. В условиях современной перинатальной помощи женщина на третьи сутки выписывается домой. Итак, к гормональной нестабильности добавляется еще и необходимость адаптироваться к новому режиму жизни.
Поэтому, опять возникает чувство тревоги, неуверенности в своих возможностях. «Только адаптировалась к условиям больницы, поняла, где я, где ребенок, где памперсы, а здесь уже нужно идти домой.» А там оказывается, что кроватка стоит не удобно, детская одежда не там, купание вызывает страх…
Итак, для того, чтобы так называемые «голубые блюзы» не стали депрессивным расстройством, необходимо сознательно подходить к вопросу материнства — еще до беременности или с момента установления этого факта. Если вы подойдете к родам в стабильном эмоциональном состоянии, то и пик аффекта окажется не слишком высоким, поэтому меньше проявятся «голубые блюзы».
Поддержка семьи в данном случае является необходимой. Роженица нуждается в таком же уходе, как новорожденный ребенок. Только при таких условиях она будет способна эмоционально принимать и воспринимать ребенка, отдавать ему свою любовь.
В случае, когда на седьмые сутки после родов, и в дальнейшем, эмоциональное состояние женщины одинаково безрадостное, нарастает неприятие материнства, появляются приступы агрессии или, наоборот, апатии, следует сразу обратиться к профильным специалистам, чтобы вовремя выявить депрессивное расстройство.
О том, как женщинам преодолеть сложный послеродовый период рассказываем в рамках курса перинатальная психология беременности.
Добавить комментарий