Как развить эмоциональный интеллект у детей

23rd Ноябрь , 2018

Уже ни для кого не будет новостью тот факт, что эмоциональный интеллект нужно развивать, желательно с детского возраста. Его польза доказана, преимущества выявлены, а минусов попросту нет. Как это сделать? Какие шаги предпринять?

Слушать ребёнка

Он должен быть услышан родителями, ему необходимо озвучить все свои переживания и чувства. Тогда малыш сможет двигаться дальше. Не стоит подсказывать ребёнку реплики, договаривать за него то, что родителю кажется. Ребёнок говорит – родитель вовлечённо слушает.

Называть эмоции и чувства

Малышу может не хватать слов, его лексикон пока мал, а многие чувства незнакомы. Задача родителей – помочь, показать разницу. Например, грусть и тоска похожи, но всё же тоска более глубока. Злость и досада также имеют разные оттенки. Необходимо обозначить ребёнку весь спектр эмоций, отрицательных и положительных.

Признавать эмоции

Некорректно объявлять малышу, что расстраиваться ему не из-за чего или не на что обижаться. Не стоит убеждать ребёнка, что он не должен чувствовать то, что чувствует. Это порождает чувство стыда за свои переживания, что впоследствии может привести к подавлению «плохих» эмоций. А подавление – это всегда психосоматика заболеваний. Ребенку ведь надо учиться управлять эмоциями, а не подавлять их.

Истерики воспринимать как обучающий момент

Детские трагедии кажутся родителям нелепыми и несерьёзными, но это не так. Эмоциональные всплески – нормальное явление, самое время обозначить эмоцию: «Я знаю, ты сейчас огорчён/зол/сердит/расстроен. Я тебя понимаю». Когда ребёнок успокоится, важно с ним обсудить его маленькую, но важную проблему, разобраться, что он чувствовал.

Научить решать проблему

Надо предлагать малышу варианты, как выйти из конфликтной ситуации, ссоры, как поступить. Проговорить их. Внешние проявления можно успокоить, тогда и внутренние утихнут.

Сжатые кулаки, попытки кинуться в драку, слёзы, крики – всё это проходит, если ребёнка сдержать, обнять, поговорить, глубоко подышать. Здесь важно победить не обидчика, а свои эмоции. А дальше искать выход, как же ответить обидчику, если не кулаками?

Установить границы поведения

Нельзя запрещать ребёнку чувствовать злость, обиду или раздражение. Но выходить за рамки поведения – это табу. Если ребёнок кидается в драку, обзывается и готов разнести всё вокруг, не стоит просто смотреть, надо вмешаться. Важно отделить ребёнка от его поведения. Некоторые родители могут себе позволить высказывания типа «Теперь ты плохой мальчик, я тебя не люблю», но это в корне неверно. Ребёнок должен чувствовать, что его любят, даже если он вёл себя не лучшим образом.

Подавать пример

Родителям важно показывать свои эмоции, в том числе негативные, и то, как они справляются с ними. Дети учатся лучше всего на примере, а не после чтения нотаций.

Хвалить детей

Всегда, когда малыш справился со своими эмоциями, надо хвалить. Когда пытался, но не вышло – приободрить и снова хвалить. Когда позабыл и не смог себя контролировать – напомнить и выразить надежду, что в следующий раз у него получится.

Работать со страхами

Каждый родитель должен знать, чего ребёнок боится и на что может выдать эмоциональные реакции. Развивая эмоциональный интеллект, покажите, что вы считаетесь с его переживаниями, замечаете их, хотите помочь.

Делиться опытом

Родители могут рассказать ребёнку, как справлялись с похожими проблемами, когда сами были маленькими: как боялись идти в школу или получить нагоняй от учителя и т.п.

Можно показать фильмы, прочитать рассказы, в которых описан похожий опыт. Когда малыш поймёт, что он не одинок в своих переживаниях, ему станет легче.

Вот простые и действенные шаги, которые помогут не только развить эмоциональный интеллект у ребёнка, но и сблизят родителей и детей в процессе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *