23rd Ноябрь , 2018
Уже ни для кого не будет новостью тот факт, что эмоциональный интеллект нужно развивать, желательно с детского возраста. Его польза доказана, преимущества выявлены, а минусов попросту нет. Как это сделать? Какие шаги предпринять?
Он должен быть услышан родителями, ему необходимо озвучить все свои переживания и чувства. Тогда малыш сможет двигаться дальше. Не стоит подсказывать ребёнку реплики, договаривать за него то, что родителю кажется. Ребёнок говорит – родитель вовлечённо слушает.
Малышу может не хватать слов, его лексикон пока мал, а многие чувства незнакомы. Задача родителей – помочь, показать разницу. Например, грусть и тоска похожи, но всё же тоска более глубока. Злость и досада также имеют разные оттенки. Необходимо обозначить ребёнку весь спектр эмоций, отрицательных и положительных.
Некорректно объявлять малышу, что расстраиваться ему не из-за чего или не на что обижаться. Не стоит убеждать ребёнка, что он не должен чувствовать то, что чувствует. Это порождает чувство стыда за свои переживания, что впоследствии может привести к подавлению «плохих» эмоций. А подавление – это всегда психосоматика заболеваний. Ребенку ведь надо учиться управлять эмоциями, а не подавлять их.
Детские трагедии кажутся родителям нелепыми и несерьёзными, но это не так. Эмоциональные всплески – нормальное явление, самое время обозначить эмоцию: «Я знаю, ты сейчас огорчён/зол/сердит/расстроен. Я тебя понимаю». Когда ребёнок успокоится, важно с ним обсудить его маленькую, но важную проблему, разобраться, что он чувствовал.
Надо предлагать малышу варианты, как выйти из конфликтной ситуации, ссоры, как поступить. Проговорить их. Внешние проявления можно успокоить, тогда и внутренние утихнут.
Сжатые кулаки, попытки кинуться в драку, слёзы, крики – всё это проходит, если ребёнка сдержать, обнять, поговорить, глубоко подышать. Здесь важно победить не обидчика, а свои эмоции. А дальше искать выход, как же ответить обидчику, если не кулаками?
Нельзя запрещать ребёнку чувствовать злость, обиду или раздражение. Но выходить за рамки поведения – это табу. Если ребёнок кидается в драку, обзывается и готов разнести всё вокруг, не стоит просто смотреть, надо вмешаться. Важно отделить ребёнка от его поведения. Некоторые родители могут себе позволить высказывания типа «Теперь ты плохой мальчик, я тебя не люблю», но это в корне неверно. Ребёнок должен чувствовать, что его любят, даже если он вёл себя не лучшим образом.
Родителям важно показывать свои эмоции, в том числе негативные, и то, как они справляются с ними. Дети учатся лучше всего на примере, а не после чтения нотаций.
Всегда, когда малыш справился со своими эмоциями, надо хвалить. Когда пытался, но не вышло – приободрить и снова хвалить. Когда позабыл и не смог себя контролировать – напомнить и выразить надежду, что в следующий раз у него получится.
Каждый родитель должен знать, чего ребёнок боится и на что может выдать эмоциональные реакции. Развивая эмоциональный интеллект, покажите, что вы считаетесь с его переживаниями, замечаете их, хотите помочь.
Родители могут рассказать ребёнку, как справлялись с похожими проблемами, когда сами были маленькими: как боялись идти в школу или получить нагоняй от учителя и т.п.
Можно показать фильмы, прочитать рассказы, в которых описан похожий опыт. Когда малыш поймёт, что он не одинок в своих переживаниях, ему станет легче.
Вот простые и действенные шаги, которые помогут не только развить эмоциональный интеллект у ребёнка, но и сблизят родителей и детей в процессе.
Добавить комментарий