23rd Октябрь , 2018
С развитием высокотехнологичных приборов измерения активности мозга было выявлено, что женский и мужской мозг, по крайней мере, в детстве отличаются друг от друга. История изучения гендерных различий личности восходит к умозрительным, религиозным, эзотерическим и еще каким угодно теориям. Ясно только одно — различия между способами мышления у женщин и мужчин были заметны всегда.
Надо сказать, что до сих пор остаются неясными многие вопросы. Это связано с тем, что человеческий мозг устройство сложное само по себе. Сейчас этим занимаются представители новой научной дисциплины- детской нейропсихологии.
Психологи когнитивного направления примерно с середины ХХ века изучали особенности психических процессов на основе опытов с животными и людьми с поражениями тех или иных отделов мозга. Это дало большое количество научных данных, в том числе и о гендерных различиях.
Исследования биотоков мозга только что родившихся детей показали, что уже с момента рождения мозг у мальчиков и у девочек функционирует неодинаково. В первый год жизни мозг претерпевает самое большое количество изменений и развивается с наибольшей скоростью. Это касается функций восприятия, зрения, слуха, памяти, эмоциональных реакций.
Существуют генетически обусловленные адаптивные механизмы работы мозга, которые обеспечивают младенцу выживание и запускают развитие. Например, и девочки и мальчики в первые месяцы жизни способны различать частоту происходящих событий и совпадений, для построения причинно-следственных связей, отличают предметы от действующих на них сил. Но развитие мозга, с опорой на эти механизмы, происходит по-разному.
Статистически мальчики более подвижны, ярче и чаще проявляется их исследовательская активность. По данным опросов, в детском саду, когда ведущей деятельностью детей является игра, мальчики получают положительные отзывы воспитателей примерно наравне с девочками, скажем пятьдесят на пятьдесят.
Положительные оценки получает, чаще всего, их активность, изобретательность, творчество. А в школе, когда требуется усидчивость, самоконтроль и быстрая реакция, девочки берут верх. «Рейтинг» мальчиков, как хороших и ответственных учеников падает до 20-14%. На поставленный вопрос девочки дают быстрый, но стандартный ответ.
Мальчикам нужно больше времени, но они предлагают более разнообразные ответы, чаще «креативят». Выводы напрашиваются сами, особенно с учетом авторитарных принципов обучения в наших школах.
Очень много интересных данных получено при исследованиях активности правого и левого полушария мозга. Считается, что у мужчины быстрее созревает правое (творческое, индуктивное) полушарие, а у женщин левое (рациональное). Девушки опережают юношей в речевом развитии и физически созревают быстрее. Поэтому часто начинают доминировать в старших классах. Их мышление быстро, однотипно, стандартно.
Мальчики меньше говорят, кажется, будто они ни о чем не думают. Это не так. Их внутренний мир богаче и интереснее. Они нестандартно и интересно мыслят. Интересный факт представлен одним из школьных исследований. Ряд тестовых математических задач с нарастающей степенью сложности девочкам удавался хуже, как только нарастала степень сложности.
Мальчикам же наоборот — сложные задачи удавалось решить лучше, чем задачи со средней степенью сложности.
Мальчики инстинктивно стараются уйти из-под контроля, проявить волю и находчивость. Девочке свойственно приспосабливаться.
Новые факты в изучении нейрофизиологии мозга уже находят применение в педагогических программах. Школа ищет новые подходы к обучению детей с учетом функциональных различий в работе мозга.
Хотите узнать больше о нейропсихологии и научиться использовать ее эффективные методики в работе с детьми — записывайтесь на программу «Нейропсихология и сенсорная интеграция в детском возрасте. Диагностика, коррекция, сопровождение«
Добавить комментарий