Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста

12th Декабрь , 2019

Каждому возрастному периоду развития ребёнка присущи определённые страхи. Обычно их присутствие положительно влияет на ребенка, способствуя регуляции поведения.

К следующему этапу развития страхи, как образование данного периода, видоизменяются или исчезают.

Причины страхов у детей старшего дошкольного возраста

Ранее мы уже писали о причинах страхов у детей. В старшем дошкольном периоде (5-8 лет) эмоциональное развитие уже почти полностью сформировано, на первый план выходит развитие интеллектуальное. Дети в этом возрасте больше понимают, чего следует опасаться, поэтому их страхи начинают носить не эмоциональный, а рациональный характер.

Страхи дошкольников условно можно разделить на обусловленные ситуацией, то есть возникающие в непривычной и тревожащий ребёнка обстановке, и личностно обусловленные, которые являются следствием характера ребёнка, его субъективной оценки происходящих событий.

Отличительные характеристики ребенка старшего дошкольного возраста — это стремление к дружбе, расширение круга общения вне дома. Он анализирует всё происходящее, составляя новые категории из незнакомых ранее понятий.

  • В этом возрасте нередко проявляются так называемый травмирующий опыт — испуг, болезни, конфликты. Некоторые ранее безразличные ребенку события и явления становятся угрожающими.
  • Широко распространены внушенные детские страхи – опасения взрослых, окружающих дошкольника, вольно или невольно заражая ими ребенка.
  • Бывают детские страхи, появившиеся из-за болезни и высокой нагрузки на нервную систему, напряженных отношений между членами семьи.
  • Страхи, имеющие реальные рациональное обоснование — психотравмирующая ситуация, нападение животного или человека, стихийное бедствие, внезапный громкий звук, авария, смерть близкого человека.
  • Страхи, возникшие из-за непринятия ребенка сверстниками
  • Иррациональные страхи — причину придумывает сам ребёнок вне связи с внешними обстоятельствами.
  • Неврозы — страхи, не характерные данному возрастному периоду или проявляющиеся очень сильно.
  • Однако, лидируют в причинах появления детских страхов ошибки воспитания.

В ряде психологических исследований дошкольников выяснено: норма страхов составляет в среднем у девочек 10.3, а у мальчиков 8,2.

Помимо причины возникновения, страхи классифицируют по интенсивности, значимости, силе, глубине, продолжительности, частоте возникновения и многим другим шкалам.

Главные страхи старшего дошкольника

В этом возрасте появляется страх смерти и его вариации: страхи нападения, болезней, сказочных персонажей, темноты, чудовищ, животных, стихий, пожара, войны, смерти родителей и разлуки с ними.

Все они являются отражением угрозы для жизни, означают осознание возрастных изменений.

Наиболее интенсивны подобные переживания у впечатлительных, чувствительных, эмоциональных, нервных детей с богатым воображением.

Дошкольный возраст — это период становления ребенка в коллективе. Поэтому группа социальных страхов имеет большое влияние в этом периоде. К ней относятся: боязнь одиночества или отвержения коллективом, боязнь опоздать куда-либо, непереносимость ожидания важного события.

Коррекция и профилактика страхов детей старшего дошкольного возраста

Основные моменты работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста: во-первых, никогда не следует пугать ребёнка никем и ничем; во-вторых, нельзя стыдить из-за страха, который он испытывает; в-третьих, нельзя оставлять его одного в незнакомой обстановке или с чужими людьми.

Необходимо как можно более подробно отвечать на вопросы ребенка об окружающем мире, его устройстве.

Способствуют формированию страхов, как излишняя опека дошкольника, так и авторитарный стиль воспитания.

Поддерживая доверительные отношения, нельзя мешать ребенку самостоятельно изучать мир и решать возникшие у него на пути трудности.

Если в семье нормальная обстановка, родители не говорят постоянно о болезни и смерти, проецируя свой страх на ребенка, то тот самостоятельно сможет справиться со своим страхом, постепенно изживет его.

Как помочь ребенку бороться со своими страхами

Опытным путем выяснена польза использования таких методов психокоррекции, как арт-терапия для дошкольников и игротерапия.

Дети в своем большинстве любят рисовать. Нужно помочь ребёнку изобразить пугающую ситуацию или предмет, затем обсудить полученную картинку, посмеяться над ней или пожалеть. Разорвать или сжечь, символически уничтожая страх дошкольника.

С помощью разнообразных игр страх разбирается на составляющие его элементы, побеждается, становится «нестрашным».

Факторы, влияющие на страх в старшем дошкольном возрасте, заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения для предупреждения неврозов и фобий. Ребенок, панически боящийся мира и самого себя, не сможет стать счастливым.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *