12th Декабрь , 2019
Каждому возрастному периоду развития ребёнка присущи определённые страхи. Обычно их присутствие положительно влияет на ребенка, способствуя регуляции поведения.
К следующему этапу развития страхи, как образование данного периода, видоизменяются или исчезают.
Ранее мы уже писали о причинах страхов у детей. В старшем дошкольном периоде (5-8 лет) эмоциональное развитие уже почти полностью сформировано, на первый план выходит развитие интеллектуальное. Дети в этом возрасте больше понимают, чего следует опасаться, поэтому их страхи начинают носить не эмоциональный, а рациональный характер.
Страхи дошкольников условно можно разделить на обусловленные ситуацией, то есть возникающие в непривычной и тревожащий ребёнка обстановке, и личностно обусловленные, которые являются следствием характера ребёнка, его субъективной оценки происходящих событий.
Отличительные характеристики ребенка старшего дошкольного возраста — это стремление к дружбе, расширение круга общения вне дома. Он анализирует всё происходящее, составляя новые категории из незнакомых ранее понятий.
В ряде психологических исследований дошкольников выяснено: норма страхов составляет в среднем у девочек 10.3, а у мальчиков 8,2.
Помимо причины возникновения, страхи классифицируют по интенсивности, значимости, силе, глубине, продолжительности, частоте возникновения и многим другим шкалам.
В этом возрасте появляется страх смерти и его вариации: страхи нападения, болезней, сказочных персонажей, темноты, чудовищ, животных, стихий, пожара, войны, смерти родителей и разлуки с ними.
Все они являются отражением угрозы для жизни, означают осознание возрастных изменений.
Наиболее интенсивны подобные переживания у впечатлительных, чувствительных, эмоциональных, нервных детей с богатым воображением.
Дошкольный возраст — это период становления ребенка в коллективе. Поэтому группа социальных страхов имеет большое влияние в этом периоде. К ней относятся: боязнь одиночества или отвержения коллективом, боязнь опоздать куда-либо, непереносимость ожидания важного события.
Основные моменты работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста: во-первых, никогда не следует пугать ребёнка никем и ничем; во-вторых, нельзя стыдить из-за страха, который он испытывает; в-третьих, нельзя оставлять его одного в незнакомой обстановке или с чужими людьми.
Необходимо как можно более подробно отвечать на вопросы ребенка об окружающем мире, его устройстве.
Способствуют формированию страхов, как излишняя опека дошкольника, так и авторитарный стиль воспитания.
Поддерживая доверительные отношения, нельзя мешать ребенку самостоятельно изучать мир и решать возникшие у него на пути трудности.
Если в семье нормальная обстановка, родители не говорят постоянно о болезни и смерти, проецируя свой страх на ребенка, то тот самостоятельно сможет справиться со своим страхом, постепенно изживет его.
Опытным путем выяснена польза использования таких методов психокоррекции, как арт-терапия для дошкольников и игротерапия.
Дети в своем большинстве любят рисовать. Нужно помочь ребёнку изобразить пугающую ситуацию или предмет, затем обсудить полученную картинку, посмеяться над ней или пожалеть. Разорвать или сжечь, символически уничтожая страх дошкольника.
С помощью разнообразных игр страх разбирается на составляющие его элементы, побеждается, становится «нестрашным».
Факторы, влияющие на страх в старшем дошкольном возрасте, заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения для предупреждения неврозов и фобий. Ребенок, панически боящийся мира и самого себя, не сможет стать счастливым.
Добавить комментарий